Александр Ганичев: «Кукла – это своеобразный рупор личности актёра»

Поделиться

Александр Ганичев – актер Тюменского театра кукол, выпускник нижегородской кукольной школы. Обаятельный, пластичный, отличный кукловод, очень выразителен в «живом плане». У самых маленьких зрителей Александр вызывает полное доверие и чувство защищенности от сказочного зла.

Александр – лауреат премии «Лучшая актёрская мужская работа» Тюменского театра кукол сезона 2007-2008 «Золотой ключик», обладатель спецприза жюри в номинации «Лучшая мужская роль» фестиваля-конкурса «Золотой Конёк-2008», лауреат премии Тюменского Дома Актёра «Пчёлочка златая» в сезоне 2009-2010 г.г., обладатель гранта правительства Тюменской области «Лучшая актёрская работа в кукольном спектакле» 2013 года.

Расскажите, сколько Вы уже служите в Театре кукол?

Я закончил Нижегородское театральное училище имени Е.А. Евстигнеева в 2005 году. Приехал работать в Тюмень по приглашению главного режиссёра С.А. Грязнова. На данный момент, я служу в театре 16 лет.

Каким качествами должен обладать актёр-кукловод?

Для меня настоящий актёр-кукловод – универсал во всех творческих смыслах этого слова. Он должен уметь сыграть любую роль (иногда за ширмой человека не видно, поэтому он должен уметь играть разных героев и голосом передавать любой характер, любой возраст и выполнять поставленную ему задачу). Должен уметь играть, петь, танцевать. Одинаково чувствовать себя свободно в живом и кукольном плане.

Какой главный инструмент у актера-кукольника?

Руки (куда без них?), но и очень важный инструмент – голос актёра. Надо уметь им выразить все эмоции, показать любого героя: от ребёнка до Бабы-яги.

Нужно ли договариваться с куклой, налаживать контакт? И как проходит работа над ролью?

Контакт с куклой получить нужно обязательно. Понять, что она может делать: как ходит, как смотрит, какие жесты на неё «ложатся», надо найти выгодные ракурсы, сродниться с ней. Работа над ролью – отдельная история. Есть такое выражение: актёр – это адвокат своей роли. Актёр должен задать себе по роли не 40 вопросов, а 140. Это очень важно. Ты должен знать о своём персонаже всё: какой у него характер, какие привычки, что он кушал с утра, в каком настроении зашел на сцену. В театре не может быть ничего «просто». У каждого действия твоего персонажа должен быть мотив, и этот мотив актёр обязан придумать сам. Должен, если нужно, предложить режиссёру 10 вариантов своего внутреннего диалога и найти, обоюдно, то самое, необходимое. Процесс работы с куклой очень сложный, потому что он разрабатывается с нуля.

Есть такое выражение: «Великое счастье слышать, что говорит тебе кукла». О чём говорят куклы?

Если честно, такого выражения я не слышал. По моему мнению, кукла не сможет сказать и выразить то, чего нет внутри тебя самого. Если душа актёра глубокая, то и персонаж будет не плоский, объёмный. В нём будет богатая история внутреннего мира. Кукла – такой своеобразный рупор личности актёра.

Театр кукол, на ваш взгляд, – это развлекательное зрелище, искусство или воспитательный процесс?

Театр изначально придуман людьми как средство общения с человеческой душой, как возможность исследовать человека, его характер и мотивы поступков. Театр всегда поднимал очень важные глубокие вопросы. Форма и жанр спектакля не столь важны, это как оболочка. А вот наполнение всегда должно отвечать сверхзадаче существования театра.

В каком возрасте можно вести ребёнка в театр кукол?

Не раньше, чем с 2 лет. Чтобы было понимание, что происходит на сцене. И начинать нужно с малого зала. Небольшие, интерактивные, добрые спектакли у нас есть для малышей. Всему своё время. Не надо торопиться!

Каким Вы видите театр кукол в будущем?

Театр, как и всё прочее, должен идти в ногу со временем. Например, постоянно развивающиеся технические возможности, новые веяния художественной выразительности. Но суть театра, как мне кажется, меняться не должна – это разговор с человеческой душой.

Можете поделиться Вашей профессиональной мечтой?

Чтобы нравственность и духовность никогда не покидали театр.

Расскажите, как отдыхаете, как проводите свободное время?

Всё своё свободное время я провожу с семьёй. У меня жена, дочь и питбуль. Вот такая карусель. Я не любитель шумного отдыха. Мне очень хорошо, когда мы рядом с семьей, отдыхаем дома.

Есть ли какие-то интересные увлечения?

Да, конечно. Во-первых, это спорт. Это и железо, и бокс. И это мне не надоест никогда. Это уже целая часть моей жизни. Также я очень люблю читать художественную и духовную литературу. Люблю фотографировать всё, что движется и не движется.

Как привить любовь к театру детям?

Полюбите его сами, тогда ваши дети сделают так, как Вы!

 Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Тюменский Большой Драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. И.о. генерального директора объединения – Вероника Кирюшина.