Театральное интервью. Наталья Явныч: «Театр кукол – это уникальный вид искусства. Язык его не имеет ни границ, ни возрастных ограничений»

Поделиться

Наталья Явныч: «Театр кукол – это уникальный вид искусства. Язык его не имеет ни границ, ни возрастных ограничений. Этим Театр кукол уникален и неповторим. Театр сильнее всего воздействует тогда, когда нереальные вещи становятся реальными. Сцена становится духовным пространством, где исследуется душа человека, нравственный выбор, где зрелищность соединяется с образностью, а смех сменяется пронзительностью». Об этом и многом другом рассказывает режиссёр Тюменского театра кукол Наталья Явныч.

Расскажите о том, как театр появился в Вашей жизни!?

Это давняя история. С самого детства я болела театром. С 13 лет занималась в театральной студии в родном Кургане. Дальше был Тюменский институт искусств и культуры, специальность «Режиссура драмы», мастер Жабровец М.В. Потом Москва, курсы дополнительного образования по специальности «Режиссура Театра кукол». Это особый вид искусства, который открывался для меня как цветок лотоса, постепенно, длительно, преображаясь в непостижимую красоту. Возможности театра настолько богаты! Сегодня театр кукол – это срез многих видов искусств. Это и пластика, и приемы кинемотографии, цирк, мультипликация, опера, драматическое мастерство, куклы, маски, оживление предметов. Новые формы, эксперименты – без этого невозможен поиск и творчество.

Расскажите о своём первом режиссёрском опыте, о самой первой постановке.

Самая первая постановка на профессиональной сцене состоялась в Тюменском театре кукол. Это была моя дипломная работа «Антигона» по пьесе Жана Ануя. Затем последовало приглашение в Театр кукол, в котором я работаю уже 23 года.

Есть ли спектакль, который является для вас знаковым и/или символичным?

Знаковое событие случилось, когда я познакомилась с прекрасным художником Еленой Волковой. И у нас родился спектакль «Маленький принц». Глубокий, образный и очень светлый. Открытием для меня были куклы, совершенно не классические. Все они были придуманы и созданы из деталей самолета. Невыносимо пронзительной и светлой получилась кукла Маленького принца. Спектакль-притча, обращен ко взрослому зрителю. Познание самого себя, искренний разговор со своим внутренним ребенком. Философская история, где зашифрована глубина и мудрость простых вещей.

Какую роль играет удача в процессе выпуска спектакля?

Все просто, как в законе физики: сколько ты отдаешь, столько и получаешь. Поэтому, если ты длительно погружен в материал, то тема сама раскрывается, во всем своем богатстве. Сверхзадача помогает мне отделить главное от второстепенного. Приходит понимание жанра и способа существования. Верное определение конфликта создает нужное напряжение и переживание за героя. А кульминация стреляет в самое сердце и тогда выбор за зрителем... прожить и очиститься или поскорее убежать из зала, испугавшись своих чувств. Создание спектакля начинается задолго до выхода на сцену — это схемы, формулы, чертежи, слезы, борьба с самим собой, благословения и много труда.

Как происходит выбор произведений для постановки?

Главный критерий – ПРО ЧТО СПЕКТАКЛЬ. Его суть, сверхзадача, глубина мысли. Истории, которые я рассказываю — прежде всего помогают мне понять саму себя. Кто я?! У меня нет цели поучать, наставлять зрителя. Я просто делюсь своим мироощущением. Кому это созвучно, тот и отзывается на мое творчество.

С какого года Вы служите Театру кукол, и сколько постановок вышло?

Около 23 лет я работаю в Театре кукол. Примерно 18 постановок обрели свою жизнь на сцене. «Золушка», «Маленький принц», «Маугли», «Гадкий утенок», «Белоснежка», «Умка», «Храбрый Юрка», «Песнь леса» и многие другие. Спектакли театра кукол могут быть волшебными, с чудесами и приключениями, а могут быть образными, метафоричными и вызывать сильнейший душевный отклик.

Что сейчас происходит в театре? Идут репетиции, готовите премьеру?

Сейчас идут полным ходом репетиции премьерного спектакля «Песнь леса». Актеры осваивают сложных кукол. Учатся играть на этнических инструментах. Работают над ролью, текстом и мизансценами. Зав. музыкальной частью Ольга Двинина создает красивейшее музыкальное оформление. Большой вклад внес композитор Антон Попов и создал ряд ярких музыкальных тем. На днях ждем художника по свету из Санкт- Петербурга, Еленина Андрея. Над пластикой работает Никита Герасимов, а музыкальные ритмы на живых инструментах репетирует Анастасия Угрюмова. Чтобы спектакль родился нужно много рук, сердец, труда и любви. В создании и продвижении участвует огромное количество специалистов.

О чём эта история?

Моя основная идея спектакля — это призыв к милосердию. Мир стал холодным. Люди не чувствуют друг друга. Каждый замкнулся на себе. Торжество эгоизма делает нас жестокими и равнодушными, разделяет на свое и чужое. Мой спектакль про то, что все едино. У любого растения, животного есть живая душа. И человек должен с уважением относится ко всему живому. Проявлять заботу и мудрость. Потребительское отношение к природе — это путь собственного разрушения. Уничтожая ближнего, ты уничтожаешь себя. Мы связаны. Таков закон Вселенной.

Каких принципов Вы придерживаетесь в работе над спектаклем? Как бы Вы описали себя как режиссёра? Формулируете ли Вы как-то свой метод работы?

Каждый спектакль я ищу что-то новое! Это меня вдохновляет. Приходится выходить из зоны комфорта. Страшно всегда, но шагнуть в неизведанное сильнее любых страхов. Я очень требовательный режиссер. Прежде всего к себе. Ну и это качество распространяется на актеров и все службы. Мне необходима сто процентная отдача, включенность, вера и трудолюбие. Репетиция — это всегда радость, живой процесс, магическое действие.

Сколько длится подготовка к подбору материала?

Подготовка – это длительный процесс. Я вынашиваю идею, как ребенка. Мы «разминаем» материал с художником, придумываем решение сцен, прорабатываем образы. Я разбираю все по событиям в самых мельчайших подробностях. Изучаю эпоху и жизнь своих персонажей. Параллельно ведется работа с композитором и автором текстов, если там есть авторская музыка и песни. Материальная часть к спектаклю создается тоже достаточно долго, около 4- 6 месяцев. Спектакль «Маугли» создавался год.

На что бы Вы обратили внимание зрителей?

Хотелось бы, чтобы зритель приходил в театр осознанно, подготавливая себя к встрече с чудом. Настаивался на живое общение. Не сидел в телефоне, не жевал печенье, громко не разговаривал и уважал остальных зрителей. Театр — это храм, место радости и слез. Место чистоты, где вибрируют высокие энергии.

Что Вы мечтаете поставить?

Пока, на данный момент, это – секрет. Планы и задумки есть. Скажу только, что это будет спектакль для взрослых. Хочется выйти на новый уровень и разбить стереотип, что театр кукол только для детей. Театр – это искусство для души. А душа не имеет возраста.

Справка. Государственное автономное учреждение культуры Тюменской области «Тюменское концертно-театральное объединение» создано 7 апреля 2014 года. В структуре ТКТО объединились пять государственных учреждений культуры: Тюменская филармония, Тюменский театр кукол, Тюменский Большой драматический театр, Тобольский драматический театр имени П.П. Ершова, Дворец культуры «Нефтяник» имени В.И. Муравленко. И.О. Генерального директора объединения - Вероника Кирюшина.