Декорации, которые оживают: закулисная работа художественного цеха

Поделиться

В Тюменском Большом драматическом театре работает талантливый специалист, чью незаметную, но важную роль в создании волшебной атмосферы на сцене невозможно переоценить. Это Нарине Манвелян – начальник художественно-декорационного цеха. Благодаря своему мастерству она делает каждую постановку уникальной.


Нарине трудится в Тюменском драматическом театре с 1988 года. Это её первое, единственное и любимое место работы.

Родом она из Свердловской области, профессию художника-декоратора получила в Челябинском училище. Приехала на поезде в Тюмень и, прогуливаясь от железнодорожного вокзала по улице Первомайской в поиске работы, наткнулась на театр. С тех пор работает в Тюменском театре и ни разу не пожалела о своём выборе.

Хотя Нарине не помнит, к какому спектаклю она изготавливала свои первые декорации, ей хорошо запомнился первый спектакль, который она увидела – «Мастер и Маргарита».

«Мне нравится то, чем я занимаюсь. Для меня важно видеть результат своей работы на сцене. За все годы работы в театре я не пропустила ни одного спектакля, смотрела каждую постановку. Некоторые знала наизусть», – поделилась она.

Создание декораций – это сложный и творческий процесс. Сначала разрабатываются эскизы, учитывая стиль спектакля и требования режиссера, затем создаются детализированные чертежи, обозначаются размеры и конкретные цвета, остальное специалист решает сам, как и из чего выполнять декорации, чтобы было быстрее, легче и удобнее для актеров. В процессе подготовке к премьере спектакля элементы могут добавляться, дорабатываться или меняться.

Нарине Манвелян нравится получать задания и придумывать, как их реализовать. Она уверена, что такая работа ей никогда не надоест, ведь она творческая, разнообразная и всегда новая. Для создания декораций используются различные материалы: пенопласт, пластик, поролон, металл, ткань, дерево. Современным технологиям художница предпочитает старые и проверенные временем методы.

«Пробовали изготавливали шлемы с помощью 3D-печати, но они оказались слишком хрупкими. Актеры в экспрессии могли их кинуть, от чего они легко ломались, а изделия из папье-маше служат долго. Мы стараемся ничего не выбрасывать. Картонка или кусочек поролона могут пригодиться спустя годы. Часто обращаемся к зрителям за помощью в поиске предметов для декораций. Мы просили шубы, пластиковые бутылки, а для спектакля «Ночь перед Рождеством» – старые вязанные крючком салфетки и скатерти. Люди всегда с удовольствием откликаются», – отметила Нарине.

В последнее время декораторы все чаще используют современные материалы и новые технологии, но для Нарине ничто не сравнится с ручной работой. А когда на гастролях коллеги удивляются и выражают уважение к тому, что всё создано вручную – это наполняет её гордостью.

Нарине с нежностью и теплотой относится ко всем своим декорациям – как простым, так и сложным. Для неё они как дети, которых она любит и помнит.

На гастролях она всегда уделяет внимание художественным цехам других театров, изучает их декорации и сравнивает их подходы к созданию декораций с собственными.

«Иногда мне кажется, что мы трудимся по старинке, словно в каменном веке. Однако, как оказывается, всё, что мы создаём своими руками, выглядит гораздо более впечатляюще», – уточнила Нарине.

Художница поделилась интересными историями из своей работы. Особенно эмоционально она вспомнила о декорациях к спектаклю «Семейка Аддамс», где вручную были вырезаны более 60 человеческих черепов. «Это было очень не просто. Мало того что черепа и скелеты, так ещё и в таком количестве. Они даже снились мне по ночам. Кровью они политы натуральной – все резали вручную резаками. Очень тогда устали, но результат того стоил», – вспомнила Нарине.

Еще один случай из спектакля «Пугачёв». Для видеоряда было изготовлено две короны, одну из которых необходимо было сжечь для создания видео. Её приглашали наблюдать за процессом, но она не захотела смотреть на то, как горит её творение. «Я столько труда вложила в неё, столько клея нанюхалась, все пальцы исколола. Позже посмотрела на видео – корона сгорела красиво», – рассказала Нарине.

Сейчас весь цех погружён в создание декораций для спектакля «Срочно купим слона», премьера которого состоится 27 марта. Параллельно ведётся работа над нескольким постановками. В данный момент тюменские мастера трудятся над большими подарочными коробками и тортом высотой 75 см. Особенность этого спектакля в том, что будет восемь смен декораций, так как действия происходят в разных локациях: цирк, улица, дом и другие.

«Во время сдачи спектаклей я смотрю на технические части. Первые показы даже не вникаю в содержание. Выдерживают ли декорации нагрузку? Что работает, что не работает. Иногда мы не знаем, что актёры будут садиться на какой-то предмет, поэтому приходится что-то укреплять или переделывать», – подытожила Нарине.

Всего в художественно-декорационном цехе работает пять человек. Работа тяжелая, постоянно приходится работать с красками, клеем, для состаривания ткани приходится использовать хлор. Очень много ручной, тяжелой физической работы, поэтому молодые специалисты надолго не задерживаются. Нарине проводит мастер-классы для молодых дизайнеров, к ней приходят студенты на практику, она жалуется, что сейчас мало кто умеет что-то делать своими руками.

Материалы для декораций Нарине покупает в разных магазинах. Там ее уже знают, стараются подобрать все необходимое быстро и в срок. На маркетплейсах не очень любит приобретать, потому что ей необходимо материал потрогать руками, чтобы понять, как с ним работать. Будет ли он хорошо резаться, склеиваться, какая у него плотность.

Вдохновляется она любовью. Любовью к работе, театру, коллективу. Для Нарине театр – это семья. Она рада, что у всего коллектива исключительная любовь к месту, где они работают. И подход к работе у Нарине один – любовь к своему делу. По ее словам с 1988 года были разные времена и без любви к работе, в некоторые периоды, ей было бы сложно выдержать.